Адаптация ребенка

Адаптация ребенка к детскому саду обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.
Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют).
Существует такое понятие как прогноз адаптации:

  1. 1.Медицинский прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;
  2. 2.Психолого-педагогический – составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через наблюдение за психо-эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез)

Составляя прогноз адаптации самостоятельно, вам необходимо учесть следующие неблагоприятные факторы для детей:

  1. 1.частые заболевания матери
  2. 2.несоответствие домашнего режима
  3. 3.токсикоз 2-ой половины беременности
  4. 4.заболевания матери во время беременности
  5. 5.вредные привычки
  6. 6.недостаток эмоционального общения в первый год жизни
  7. 7.резкие отношения между родителями
  8. 8.раннее искусственное вскармливание
  9. 9.вторая и третья группа здоровья
  10. 10. заболевания ребенка в первый год жизни
  11. 11. отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития - ЗРР).


При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.

Существует три типа адаптации:

• благоприятный – психо-эмоциональный статус
группа здоровья - 1, 2, отсутствие диагнозов неврологического характера, анемии, задержки речевого развития, диатеза;
• условно-благоприятный – психо-эмоциональный статус
группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез;
• неблагоприятный – психо-эмоциональный
группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез.
Родители сами могут оценить течение адаптации своего ребенка:

• благоприятное – отсутствие невротических реакций, стабилизация
психо-эмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации;
• условно-благоприятное – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2,6 года), стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до 2,5-ой месяцев);
• неблагоприятное – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до 3-х месяцев).
Ребёнок в период адаптации - живая модель стрессового состояния! Стресс это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим.
1-ая особенность: ребёнок в период адаптации находиться в состоянии срыва. Динамического стереотипа. В период адаптации эти стереотипы меняются.
2-ая особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменениями гормональной системы организма.
3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные механизмы ослабевают. И чаще всего, пребывая в ДОУ, на 5-7 сутки ребёнок заболевает.

Грипп не пройдёт

Родителям о прививках

Памятка - туберкулез